Индия – удивительная, традиционная страна фестивалей и прекрасной музыки. Тут живут веселые и дружелюбные люди, внешне спокойные и сдержанные, но внутри очень глубокие и понимающие. Они с удовольствием рассказывают о культуре своей страны, которая полностью поглощает и никого не оставляет равнодушным. В этом году, благодаря другу, мне удалось заочно поприсутствовать на одном из наиболее красочных фестивалей Индии – Дурга-Пуджа который проводился в Калькутте и Чанданнагаре.
В другой легенде говорится о том, что Дурга – это вселенская энергия, которая носит имя Шакти – вечная энергия, она беспрерывно творит, хранит и разрушает Вселенную. Богиня познается через любовь, она олицетворяет собой женское начало в природе, одновременно прекрасная и жестокая.
Arindam: Поклонение Дурге распространено с древних времен, лорд Рама (царь Аёдхи) был первым человеком, который поклонялся богине Дурге в бенгальском месяце. После этого Дурга-Пуджа отмечается каждый год в индуистский месяц Ашвина и знаменует призыв принца Рамы к Богине, прежде чем отправиться на войну с царем-демоном Раваной, чтобы одержать победу над ним.
Празднования длятся около пяти дней и сопровождаются увлекательными обрядами, Богине преподносят дары, устраивают народные гулянья, люди радуют друг друга подарками, готовят праздничные сладости, танцуют и поют.
Фестиваль Дурга-Пуджа празднуют по всей территории Индии, однако в штатах Ассам, Джаркханд, Орисса, Трипура и Западной Бенгалии его проводят на уровне государственного праздника. Неофициальным же центром общегосударственных торжеств в эти дни становится Калькутта, именно тут Дурга-Пуджа приобретает по-настоящему эпический размах.
Фестиваль требует долгой подготовки: ежегодно к Дурга-Пуджа изготавливаются идолы Богини Дурги и специально для нее шьются наряды. Также для изображения Дурги сооружается временный храм – пандал. Мастера соревнуются в конкурсе на самый искусный выполненный и оригинальный пандал. Вокруг «пандалов» на несколько дней разворачивается яркая праздничная активность, в которой смешиваются черты веселого народного праздника и торжественной храмовой мистерии.
Городские улицы, украшенные гирляндами, во время празднования они превращаются в один гигантский храм в честь Дурги, в дни фестиваля и днем и ночью улицы заполнены народом, люди ходят друг к другу в гости и посещают пандалы.
Окончанием праздника можно считать погружение статуй Дурги в реку, которое совершается на последний день фестиваля. Это знаменует возвращение Богини из родительского дома в Гималаи, к мужу Шиве.
OlyaTi: Почему в конце празднований статуи Богини погружают в реку?
Arindam: Ганг – это священная река, которая была создана из ног лорда Вишну и вытекает из спутанных волос Господа Шивы. В древних индуистских книгах, в том числе и в Ведах, упоминается о погружении в реку статуй, изготовленных из глины, они является символом нашего жизненного цикла. Когда мы умираем (индусы), пепел обязательно растворяется в реке Ганг, мы верим – наше тело сделано из глины Ганга поэтому после смерти его пепел должен вернутся к матери Ганге.
На прощанье замужние женщины одаривают богиню цветами, сладостями, фруктами, надеясь на помощь Дурги в сохранении мира и счастья в семейной жизни. До церемонии погружения замужние женщины исполняют еще один ритуал – они наносят друг другу на лицо киноварь. Почти детская забава всегда сопровождается смехом и весельем. После окончания церемониальной части фестиваля, бенгальцы отправляются в гости к родственникам и друзьям.
Ах, Индия – страна фестивалей! Не успела я дописать статью о Дурга-Пудже, Ариндам рассказал мне о том, что они уже празднуют Дивали, за их праздниками просто невозможно уследить! Помими Дурга-Пуджа и Дивали в Индии есть и другие яркие фестивали, к примеру Холли и Онам.